МКОУ Пойловская СОШ №21
с.Пойлово, Курагинский район, Красноярский край. 
  • Доступная среда

    1. Общие положения

      1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
      2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основе:

    Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

    приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

    приказа Минпросвещения   России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 23.08.2017  № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

    приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    Устава МКОУ Пойловская СОШ №21,

    Адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

    Адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    1. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ

    2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

    2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:

    1) в образовательной организации;

    2) вне образовательной организации:

    по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;

    2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:

    –          адаптированная основная образовательная программа начального и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

    – адаптированная образовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    - адаптированная образовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (вариант стандарта 5.1.);

    - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.);

    - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.);

    Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

    2.4. Адаптированная основная общеобразовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

    2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программам:

    –          начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы);

    –          основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.

    –          среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.

    2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам МКОУ Пойловской СОШ №21 создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание МКОУ Пойловской СОШ №21 и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

    Доступность образовательной среды в  МКОУ Пойловская СОШ №21 предполагает:

    доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест;

    2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах:

    1. урочной и внеурочной деятельности;
    2. с применением индивидуального обучения по основным общеобразовательным программам на дому для обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов;

    2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

    2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:

    1) бесплатным двухразовым питанием;

    2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при наличии).

    2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

    2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по  желанию проходить государственную итоговую аттестацию по отдельным учебным предметам форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).

    2.13. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

    2.14. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).

    3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и

    внеурочной форме

    3.1. Образование обучающихся с ОВЗ в МКОУ Пойловской СОШ №21 может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), в отдельных классах, группах, так и с применением индивидуального обучения на дому для обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов.

    3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ  открываются на основании приказа директора школы и комплектуются на основании заключения ПМПК.

    3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.

    Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.

    3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования.

    3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении которого психолого-педагогический консилиум выносит заключение о возможности перевода или продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).

    3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед .

    3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в территориальной ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).

    1. Общие положения

      1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
      2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основе:

    Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

    приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

    приказа Минпросвещения   России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

    приказа Минобрнауки России от 23.08.2017  № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

    приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

    СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    Устава МКОУ Пойловская СОШ №21,

    Адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

    Адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    1. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ

    2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

    2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:

    1) в образовательной организации;

    2) вне образовательной организации:

    по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования;

    2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы:

    –          адаптированная основная образовательная программа начального и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

    – адаптированная образовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    - адаптированная образовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи (вариант стандарта 5.1.);

    - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.);

    - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования ФГОС ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.);

    Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента (помощника)) организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

    2.4. Адаптированная основная общеобразовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

    2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программам:

    –          начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы);

    –          основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.

    –          среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год.

    2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам МКОУ Пойловской СОШ №21 создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание МКОУ Пойловской СОШ №21 и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

    Доступность образовательной среды в  МКОУ Пойловская СОШ №21 предполагает:

    доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест;

    2.6. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах:

    1. урочной и внеурочной деятельности;
    2. с применением индивидуального обучения по основным общеобразовательным программам на дому для обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов;

    2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

    2.8. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются:

    1) бесплатным двухразовым питанием;

    2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (при наличии).

    2.9. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

    2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по  желанию проходить государственную итоговую аттестацию по отдельным учебным предметам форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).

    2.13. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

    2.14. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).

    3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и

    внеурочной форме

    3.1. Образование обучающихся с ОВЗ в МКОУ Пойловской СОШ №21 может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивно), в отдельных классах, группах, так и с применением индивидуального обучения на дому для обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов.

    3.2. Класс инклюзивного обучения, отдельный класс для обучающихся с ОВЗ  открываются на основании приказа директора школы и комплектуются на основании заключения ПМПК.

    3.3. Количество учащихся в классе (группе) определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах (группах) в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.

    Комплектование инклюзивных классов (групп) производится с учетом требований, установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15.

    3.4. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования.

    3.5. Ребенку с ОВЗ может быть установлен диагностический период, по истечении которого психолого-педагогический консилиум выносит заключение о возможности перевода или продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится до сведения родителей (законных представителей).

    3.6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед .

    3.7. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных общеобразовательных программ, осуществляется в территориальной ПМПК по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie